?

Log in

No account? Create an account
natasha
Рим - первая прогулка 
9-июн-2010 10:17 pm
travel
17 Марта, среда - продолжение


Площадь Навона – Пантеон – фонтан Треви – площадь Пополо – площадь Испании – площадь Барберини -площадь Республики

492-й довез нас до площади Навона, страшно туристического места, рассмотривать которое у нас сразу пропало желание.... А место вообще очень интересное – это древнеримский стадион, построенный в 1 веке н.э. На карте эта площадь выглядит длинным прямоугольником, но если внимательно присмотреться, то видно, что углы закругленные. Это был небольшой такой стадион, не для колесниц, как стадион Максимуса около Колизея, а больше для спортивных праздников и для соревнований по бегу.

Вроде бы и сейчас можно в каком-то из углов увидеть древний фундамент, но у нас не получилось.



В 15 веке площадь замостили и застроили барочными зданиями. В 17 веке тут появилась церковь святой Агнессы и знаменитый фонтан четырех рек Бернини. Как раз в эти времена активно осваивались новые земли и четыре реки символизируют разные части света – Нил , Ганг, Амазонка и Дунай.

Отсюда рукой подать по Пантеона, надо только нырнуть в правильный переулок.
Существует, конечно, множество фотографий, но мне все равно больше всего нравится эта картина 18 века работы художника Панини:



Пантеон был построен при генерале Марке Агриппе (1 век д.н.э), но сгорел при пожаре, был восстановлен и снова сгорел. Окончательно отстроен был императором Адрианом во 2 веке н.э., когда переделывались многие здания в городе, Адриан вообще был большой преобразователь и поклонник эллинистического искусства:


Как понятно из названия, Пантеон был «храмом всех богов». Он действовал до начала третьего века н.э., тогда статуи богов стояли в нишах вдоль стен, а в середине зала приносили в жертву животных, сжигая их, и дым уходил в окулус – круглое окно. Окно это довольно большое – 9 метров в диаметре. Когда идет дождь, он идет и внутри тоже, полы имеют наклон к краям для стока воды.
Пантеон был превращен в христианскую церковь в начале 7 века и это его спасло от разрушения. Официально он и сейчас называется «церковь Святой Девы Марии и мучеников», а неформально «Санта Мария Ротонда».

Вообще, античному архитектурному наследию «повезло» больше других видов искусства. Когда варвары грабили Рим, они иногда подходили к делу практически, оставляя то, что можно было использовать, здания в этом смысле были «нужнее» скульптур или фресок. Пантеон, конечно, немного пограбили в течении веков – и варвары, и потом папы в 17 веке, когда сняли всю бронзу с потолка портика, зато Бернини добавил две башни над портиком, из-за чего здание потеряло свой античный силуэт. Их убрали в 19 веке:


Места античных скульптур заняли христианские святые и Пантеон стал использоваться как место захоронения известных людей. Здесь похоронен, в частности, Рафаэль.

Тем не менее, Пантеон одна из самых сохранившихся древнеримских построек вообще и одна из самых копируемых тоже - в мире существует огромное количество разнообразных «ротонд».
Строительство Пантеона было невероятно трудной инженерной и технической задачей, прежде всего транспортной – гранитные колонны весом в 60 тонн каждая были изготовлены в египетских каменоломнях, оттуда на кораблях доставлены в Остию и дальше по Тибру к месту назначения.
Ну, и конечно купол – бетон использовали в Риме с 2 века д.н.э. но тут требовался разный вид бетона, для нижних уровней более тяжелый, и чем выше, тем легче должны были быть материалы. На самых верхних уровнях в бетон подкладывали пустые глиняные горшки, чтобы уменьшить вес.
Для той же цели толщину стен уменьшали с высотой и делали потолок «вафельным» - с углубленными панелями.

И все это почти две тысячи лет назад!

От Пантеона мы догуляли до колонны Марка Аврелия и пропустили храм Адриана, который нашли потом, через пару дней.

Добрались до фонтана Треви и в дальнейшем старались избегать этого места – вся площадь была битком набита людьми, такого количества туристов в Риме больше нет нигде. Хотя вообще туристов тут намного меньше на квадратный метр, чем во Флоренции, в большом городе все же легче разбрестить по разным местам.

В Риме было построено множество акведуков, которые приносили воду за много километров с гор. Они проходили (и до сих пор проходят) на территории города большей частью под землей, что позволяло воде меньше испаряться и оставаться чистой. Вода использовалась для питья и бань. Кроме этого, существовала сложная система канализации – трубы были замурованы в стены и были глиняные. Они тоже в некоторых старых домах используются до сих пор!.
Варвары разрушили акведуки и горожанам приходилось брать воду из грязного Тибра или копать колодцы, качество питьевой воды сильно снизилось, появились инфекции. Во время Ренессанса было решено восстановить акведуки и вернуть древнюю традицию - украсить конечные точки акведуков фонтанами.
И сейчас почти все городские фонтаны снабжаются водой из акведука Аква Вирго, по которому течет вода из источника Салоне в 20 километрах от Рима. Из этого источника питаются оба фонтана площади Навона, фонтан на площади Ротонда (где стоит Пантеон), фонтан Черепах, фонтаны на площади Колонны, на площади Пополо и многие другие. Всю воду из римских фонтанов можно пить!
В 17 веке Бернини сделал дизайн фонтана Треви но построили его гораздо позже, сохранив детали первоначального плана.
В центре фонтана - титан Океан, покровитель воды, он стоит на колеснице в форме раковины, управляемой тритонами, по бокам в нишах две богини, одна льет воду из чаши. Композиция очень динамичная, она как будто вся находится в движении: застывший камень, льющаяся с шумом вода, летящие брызги и, кажется, колесница тоже несется тебе навстречу.



Это тот самый фонтан, в котором купается Анита Экберг в «Сладкой жизни».
Существует примета, что если встать к фонтану спиной и бросить через плечо монетку, то вернешься в Рим. Ежедневно из фонтана вылавливают 3000 евро, они используются на субсидирование супермаркета для неимущих. Наши пять копеек тоже попали туда.

Гуляя, видели вот такую парочку:




Сначала были уверены, то это статуи, они не шевелились и лица были неестественными, Сима даже потрогала одного за нос. Оказались живые люди...

Дальше мы отправились к площади Пополо, по дороге пройдя мимо Мавзолея Августа – но она оказался закрытым для публики.
Площадь Пополо находится в северной части центрального Рима, в начале дороги Виа Фламиния, в древности самой важной дорогой на север. Эта площадь была первое, что видели путешественники, вьезжая в Рим во времена, когда еще не было железных дорог. В сторону центра она же идет уже в виде Виа Дель Корсо, чуть ни не самой известной улицей Рима. В центре площади стоит египетский обелиск, привезенный императором Октавианом после победы над Антонием и Клеопатрой.



В древнем Египте обелиски ставили парами у входов в храмы бога Ра, символизируя лучи солнца.
Они были четырехугольные в сечении, вершина оканчивалсь «пирамидой» и стороны украшены барельефами с надписями и рисунками.
Римляне проявили огромный интерес к египетским обелискам и увезли большое их количество в Рим и один в Константинополь. Сейчас в мире осталось то ли 27 то ли 29 египетских обелисков, девять из которых в Египте а остальные разошлись по миру - 13 в Риме, 2 в других городах Италии, еще один в Париже, один в Лондоне и один в нью Йорке, и еще пара в разных местах. Их вывозили из Египта как «сувениры» (Наполеон) или получали в подарок (королева Виктория) в ознаменование какого-либо события.
Египетские обелиски были сделаны из монолита и могли весить и 200 и 500 тонн; чтобы их перевезти строили специальные корабли, как в древнем Риме так и в 19 веке.
После падения Рима обелиски были заброшены и один за другим попадали. Их привели в порядок во времена Ренессанса и поставили на новые места, как правило перед церквями, и украсили крестами и фигурами.

На площади Пополо есть церковь Санта Мариа дель Пополо, в которую очень рекомендуется зайти, чтобы посмотреть фрески Караваджо и Карачи:

http://en.wikipedia.org/wiki/Santa_Maria_del_Popolo

На этом мы немножко устали и сели в метро, не пропадать же проездным. Проехали одну станцию и вышли на площади Испании, где посмотрели Испанскую лестницу, вдущую от площади вверх к французской церкви Тринита деи Монти
Очередной обелиск:



«Испанскими» площадь и лестница названы потому, что здесь всегда раполагалось испанское посольство, в 17 веке даже территория вокруг считалась принадлежащей Испании.



Снова сели в метро и проехали еще одну станцию – до площади Барберини, которая называется в честь дворца Барберини, в котором сейчас музей. Барберини – известнейшая римская аристократическая династия, представители которой когда-то жили в деревне Барберино около Флоренции и являлись конкурентами Медичи. В 16 веке Антонио Барберини вынужден был перебраться в Рим и с тех пор эта семья процветала, поставляя пап и кардиналов и активно покровительствуя искусству. На площади стоих фонтан Тритона работы Бернини, на котором можно увидеть, если присмотреться, трёх пчёл - эмблему семейства.





Там вообще очень приятный район, наши прогулки неизменно приводили нас сюда:



Но это было еще не все. Мы снова сели в метро и снова проехали одну станцию, и оказались на площади Республики. На месте этой площади когда-то были бани Диоклетиана, самые большие в римской империи, они исправно работали, пока их не разрушили готы.
Сейчас площадь выглядит довольно торжественно и обычно, с фонтаном Наяд посередине:




А вот напротив стоит невероятно интересное сооружение – церковь, построенная Микеланджело из руин этих самых бань. Ему удалось вписать здание в оставшиеся стены, церковь встала аккуратно на место холодного бассейна – фриджидариума:



Это в Риме обычное дело – пристраивать к античным стенам и аркам новые здания.

Вообще, самое большое впечатление у меня было именно это – такая естественность, органичность, с которой в Риме сосуществуют прошлое и настоящее. Город живет НЕ ПРОШЛЫМ, а ВМЕСТЕ С ПРОШЛЫМ, вплетая свою историю в современную жизнь. Или наоборот.
Рядом с античными арками соседствует какая-нибудь автобусная остановка или жилой дом. И вот подумать только - вокруг тех же самых арок в 16 веке паслись козы, и с них же в 18 писались картины на тему «античность», популярные в Европе. На них приезжали полюбоваться английские молодые люди во время своих «гранд туров» и сейчас мы привозим сюда же своих детей. И они будут привозить своих.

Наверно, это и есть понятие «вечный город».

И вот на этой высокой ноте наш день все-таки завершился.


Ватикан, Собор Святого Петра


Comments 
10-июн-2010 02:56 pm
То есть, вообще говоря, все это можно было бы и ногами пройти, без транспорта?
10-июн-2010 03:19 pm
Легко. Это у нас кое-кто устал.
This page was loaded сент 24 2017, 12:19 pm GMT.