natasha
travel

20 Марта, суббота

Катакомбы Сан Каллисто – вилла Боргезе

Первую половину дня мы посвятили катакомбам. Это был Симина особая личная просьба – некоторое время назад на уроках истории искусств, когда рассказывали о раннем христианстве, Сима узнала о катакомбах и увидела фрески, и почему-то это сильно поразило ее воображение.

Это оказалось действительно очень интересно.

Оказывается, еще этруски хоронили своих мертвых в специально вырытых подземных помещениях, римляне же до некоторых пор умерших сжигали а пепел хранили в урнах в колумбариях. Но начиная со 2 века захоронения в могилах и/или саркофагах снова стали популярными.

Когда начались преследования христиан, катакомбы стали играть важную роль – во-первых, решался вопрос с собственно местом захоронения, земли не хватало и она была дорогая. Во-вторых, можно было хоронить тайно.
И не только хоронить – в подземных лабиринтах люди собирались для молитв и общения, помещения превращались в маленькие церкви. Некоторые семьи покупали себе целые склепы, стены украшались фресками.
Но большинство хоронили в небольших углублениях высотой в 60 см и длиной в 120-150 см. Тела заворачивали в ткани, как в древнем Египте, и часто укладывали еще и в саркофаги.

Почва в Риме большой частью вулканическая, такая порода очень мягкая, особенно когда только что раскопана, она потом застывает на воздухе. Это позволяло копать на много уровней вниз, многие катакомбы имеют до четырех уровней, и на каждом уровне стены просто покрыты рядами ячеек.
Катакомбы использовались не только христианами, но и евреями, но еврейские катакомбы пока не открыты для посетителей.

После разрешения христианства и особенно после обьявления его основной религией необходимость в тайных захоронениях отпала и к 5-му веку хоронить под землей перестали.

Катакомбы регулярно грабились варварами и в 8-9 веках останки захороненных святых и реликвии перенесли в церкви, а катакомбы пришли в запустение. Только во времена Ренессанса вернулись к восстановлению катакомб и раскопки продолжаются до сих пор.
В Риме сейчас известны пара десятков, только часть из которых открыта. Те катакомбы, которые были не слишком глубоки, были разрушены на прошедшие века, но есть прекрасно сохранившиеся.

Мы решили пойти в катакомбы Сан Калисто, они находятся на Виа Аппия – Аппиевой дороге. Вообще, в черте города хоронить запрещалось, поэтому все катакомбы сколько-нибудь удалены от центра.

Добраться туда можно автобусом, но он ходит довольно редко, поэтому советую хорошо рассчитать время и не попасть в 2-часовой интервал, когда катакомбы закрыты – они работают с 9 до 12 и днем с 3 до 5. Вот их сайт:

Мы ехали автобусом 118 от метро Circo Massimo и ждали этого автобуса не меньше 30-40 минут. Но дальше доехали очень быстро, минут 10.
Заранее заказывать ничего не надо, когда приходишь, нужно купить билеты (НЕ покрываются
Roma Pass) и дождаться, когда начнут собирать группу для экскурсии на нужном вам языке.
Все происходит быстро. Без групп спускаться в катакомбы не разрешается, что в общем-то понятно - очень легко заблудиться, и кроме этого создается порядок, никому не надо, чтобы по подземелью бродило без сопровождения неизвестно сколько народа...
Сама экскурсия занимает очень немного времени, к сожалению. Перед спуском вниз вам рассказывают небольшую вводную лекцию.

Нашим экскурсоводом был монах, родом откуда-то из Южной Америки. Фотографий у нас там не получилось, не помню почему, наверно не разрешали. Поэтому снимки из интернета.

Коридоры и ячейки - могилы вдоль стен:

Добрый Пастырь:

Рыба, символ ранних христиан. Стилизованные изображения рыбы, два полукруга, был своеобразный тайный знак.

Экскурсовод рассказал нам, что некоторое время зазад в ячейках еще сохранялись кости, но туристы стали растаскивать их на сувениры и кости убрали и перезахоронили...
В общем, впечатление сильное, хоть и немного мрачное.

Обратно мы решили поехать на другом автобусе, который привез нас к другой станции метро, но мы вышли на остановку раньше и посмотрели церковь S. Giovanni in Laterano.

После чего вернулись в гостиницу, чтобы немного отдохнуть перед походом в виллу Боргезе. Отдыхали мы в нашем любимом кафе а после зашли вот в такое чудесное место, чтобы достойно завершить отдых:

Дело было перед Пасхой:

Вилла Боргезе (Villa Borghese) у нас была заказана на 5 вечера. Это частная коллекция, находится вот в таком милом особнячке 17 века, в парке Боргезе и туда можно добраться от метро «Площадь Барберини» и метро «Фламинио». Можно на автобусе а можно дойти пешком.

Эту виллу построил себе кардинал Сципион Боргезе, известный знаток и собиратель предметов искусства и покровитель Бернини и Караваджо.

В галерее находятся несколько замечательных работ и того и другого, и конечно очень приятно видеть здание, изначально построенное для музея, где все продумано и заренее планировалось какая скульптура займет какой зал.
Но может быть, мы уже устали и переполнились впечатлениями, но галерея показалась нам неплохой, но недотягивающей до того уровня, который ожидался судя по такому ажиотажу с билетами и ценам.

Коллекция небольшая, мы ее быстро осмотрели. Есть еще сады, но туда мы уже не пошли, вместо этого прогулялись пешком до метро Фламинио через парк, который нам очень понравился еще накануне.

Рим - остров Тибр

This page was loaded июл 26 2017, 12:56 pm GMT.